Официальный интернет-магазин производителя
Меню

Можно ли подключать автомобильный аккумулятор к ИБП?

5 марта 2021

Некоторые пользователи считают, что для обеспечения автономной работы газового котла или другой техники к ИБП вполне можно подключить автомобильный аккумулятор. По их мнению, это гораздо дешевле и практичнее, чем использование специализированных батарей для ИБП. Однако производители ИБП категорически не рекомендуют так поступать.

В нашей статье мы подробно расскажем об особенностях автомобильных АКБ и специализированных батарей для ИБП и ответим на вопрос, почему лучше не подключать автомобильные аккумуляторы к ИБП.

Особенности автомобильных аккумуляторов

В зависимости от типа автомобиля (легковой/грузовой) можно встретить аккумуляторы от 40 Ач, однако самые распространенные из них имеют емкость 55-65 Aч. Чем больше их емкость, тем мощнее пусковой ток они могут выдать.

Особенности специализированных аккумуляторов для ИБП

Данные аккумуляторы считаются наиболее безопасными для применения и практически не выделяют газ во время работы. Технология AGM позволяет рекомбинировать до 99% выделяемого батареями газа.

Емкость аккумуляторных батарей, в зависимости от модели, может быть от 1 Ач. Данный параметр будет влиять на продолжительность функционирования ИБП в автономном режиме: чем больше емкость, тем больше будет работать нагрузка в период отключения электричества.

Об основных типах аккумуляторных батарей, которые применяются для ИБП можно узнать подробнее в нашей статье «Аккумуляторы для ИБП: основные типы».

Проблемы совместной работы ИБП с автомобильными аккумуляторами

Каждая модель ИБП рассчитана на подключение аккумуляторных батарей с определенным напряжением и емкостью. Установка автомобильных аккумуляторов, имеющих иные характеристики, может вызвать ряд проблем при совместной работе с ИБП. Опишем основные из них.

Несоответствующий ток заряда

Модели ИБП имеют встроенные зарядные устройства различной мощности, которые рассчитаны на конкретный вид аккумулятора. Как правило, ток их заряда составляет от 1 А (в моделях со встроенными батареями) до 6 А (в моделях с возможностью подключения внешних аккумуляторов), что вполне достаточно для работы ИБП в автономном режиме. Время заряда батареи напрямую зависит от значения тока заряда.

Установка стандартного автомобильного аккумулятора, например, емкостью 60 Ач, потребует более высокого тока для его заряда (от 6 А и выше), что может превысить максимальный ток зарядного устройства ИБП. Слабый ток не сможет зарядить такой аккумулятор: заряд будет происходить длительное время (до нескольких суток), из-за чего аккумулятор не будет до конца заряжаться, что в скором времени приведет к уменьшению его емкости. Кроме того, вследствие длительного цикла заряда электролит автомобильной батареи может закипеть или расслоиться, а пластины быстро разрушиться. Нарушение режима работы в итоге приведет и к повреждению самого ИБП.

Некорректная работа индикации

В ИБП заложена информация об определенной емкости аккумуляторных батарей, с которыми функционирует устройство, и их разряде. Установка в схему его работы автомобильной батареи может привести к некорректному расчету их разряда и, соответственно, неверной индикации. Дело в том, что автомобильные батареи не являются тяговыми, поэтому их производитель не указывает и не испытывает длительные разряды. Например, время разряда батареи AGM емкостью 100 Ач ИБП рассчитает правильно, а у автомобильного аккумулятора такой показатель может быть неточным. Более того, у батарей AGM есть такие емкости, которых не бывают у автомобильных аккумуляторов, например, 1 Ач и 7 Ач, или, наоборот, 1000 и 3000 Ач у стартерных батарей, которых нет у аккумуляторов ИБП.

Отсутствие циклов заряда-разряда

Аккумуляторные батареи ИБП рассчитаны на длительную работу и свободно выдерживают 200-300 циклов заряда-разряда (данный показатель определяет, сколько раз можно полностью зарядить и разрядить батарею). Автомобильный аккумулятор такого параметра не имеет, и уже после первого разряда его качество работы может сильно измениться в худшую сторону.

Хоть многие модели ИБП и имеют защиту от «глубокого» разряда батарей, которая отключает устройство при их разрядке на 85%, все же электроника изделия рассчитана на управление только штатными аккумуляторами, поэтому при установке автомобильных моделей данная защита может работать некорректно.

Низкий срок службы

Автомобильный аккумулятор имеет малый срок службы (примерно 6 лет, и то при условии, что его не будут разряжать циклами с длительным разрядом) по сравнению с аккумуляторами ИБП. Например, аккумуляторные батареи линейки Long Life, предлагаемые ГК «Штиль» для ИБП, имеют срок службы до 12 лет. Но, безусловно, длительность работы будет зависеть от соблюдения требований к их эксплуатации. При использовании с ИБП срок службы стартерного автомобильного аккумулятора существенно сократится в силу различия в конструкции аккумуляторных банок.

Пожароопасность

Как было сказано выше, автомобильные аккумуляторы не предназначены для использования в жилых помещениях. Это происходит по двум основным причинам:

  1. Выделение водорода – естественный процесс работы, который происходит внутри автомобильного аккумулятора во время его заряда. Но, так как изделия устанавливаются внутри автомобиля, выделяемый ими водород, нигде не накапливаясь, свободно рассеивается во внешнее пространство через пропускные отверстия на их корпусе, не представляя никакой опасности для пользователей.

    Если же автомобильные аккумуляторные батареи устанавливать внутри жилого помещения или любого закрытого пространства (например, в гараже или подсобном помещении), то в нем будет скапливаться опасный газ, создавая пожароопасную ситуацию: любая искра может привести к детонации смеси водорода и кислорода.

    Хоть и некоторые умельцы, которые подключают автомобильные аккумуляторы к ИБП, приспосабливают специальные отводы вредных и опасных испарений в систему домашней вентиляции, все-таки это является рискованным и ненадежным решением.

  2. Жидкий электролит. Как было сказано выше, внутри автомобильного аккумулятора электролит находится в жидком состоянии. Поэтому при его эксплуатации в жилом помещении требуется организовать надежную защиту изделия от механических повреждений, иначе, например, при падении аккумулятора на пол или переворачивании его корпуса электролит может вытечь наружу.

    К тому же электролит периодически надо доливать, то есть обслуживать автомобильные аккумуляторы, так как после полного разряда заряд такой батареи сопровождается кипением этой жидкости.

Аккумуляторы для ИБП не имеют жидкого электролита и их корпус полностью герметизирован, поэтому в процессе работы они не выделяют водород в атмосферу и полностью безопасны для использования в жилых помещениях.

О том, как правильно подключать аккумуляторные батареи к ИБП можно узнать в нашей статье «Подключение аккумуляторных батарей к ИБП».

Аккумуляторные батареи для ИБП «Штиль»

В официальном интернет-магазине российского производителя систем электропитания «Штиль» представлен широкий модельный ряд аккумуляторных батарей, которые применяются для источников бесперебойного питания и обеспечивают автономную работу подключенной электротехники на требуемое время.

Устройства являются герметизированными необслуживаемыми свинцово-кислотными аккумуляторами с напряжением 12 В и ёмкостью 17-250 Ач, изготовленными по технологии AGM (Absorbent Glass Mat) из ударопрочного и термостойкого АBS-пластика. Аккумуляторы имеют длительный срок службы – до 12 лет (в зависимости от модели).


За счет своих высоких эксплуатационных характеристик данные аккумуляторы для ИБП могут использоваться для систем отопления и водоснабжения, аварийного энергоснабжения, терминалов самообслуживания, телекоммуникационных систем и других приборов, особо требовательных к качеству электропитания.


Читайте также
Новая статья

13 июня 2024

Что такое гармонические искажения: основы и влияние в электротехнике
Поговорим в нашей статье об этом негативном явлении, от чего оно возникает и как от него защититься.

7 июня 2024

Влияние длины и сечения кабеля на потери напряжения
Рассмотрим, каким образом длина и сечение влияют на сетевое напряжение и как правильно подобрать провод, чтобы избежать потерь.

5 июня 2024

Почему греется или жужжит автоматический выключатель? Причины и решения
Поговорим об особенностях их срабатывания, как выявить неисправности и вовремя устранить.

30 мая 2024

Использование и подключение бесперебойных источников питания (ИБП)
Поговорим о правилах пользования этими приборами, чтобы они безотказно выполняли свою задачу.

23 мая 2024

Что такое гальваническая развязка?
Поговорим в нашей статье об этом устройстве, какую задачу решает и как функционирует.

16 мая 2024

ИБП и системы резервного питания
Поговорим в нашей статье о системах резервного питания, какими они бывают и в каких случаях применяются.

26 апреля 2024

Что такое короткое замыкание?
Рассматриваем, что такое КЗ, каким оно бывает и как правильно от него защититься, чтобы сберечь электропроводку и технику.

19 апреля 2024

Что такое перенапряжение и как от него защититься?
Поговорим о перенапряжениях в электросети о том, какие устройства защиты от них лучше всего использовать.

12 апреля 2024

Всё о трехфазном токе: особенности и применение
Рассмотрим в статье особенности трехфазного тока, как он работает, и в каких случаях необходим.

5 апреля 2024

Электрические предохранители: виды, принцип действия, подбор
Рассмотрим функции низковольтных предохранителей, которые применяются в электротехнике и бытовых сетях.
$54.00
$97.00
$111.00
$157.00
$177.00
$250.00
$306.00
$362.00
$467.00